На работу - как на праздник. Продолжение

Исследователи выделяют целый ряд факторов, определяющих внутреннюю атмосферу в коллективе:

  1. Глобальная макросреда: обстановка в обществе, экономические, культурные, политические и др. условия. Стабильность в жизни обеспечивает благополучие граждан и косвенно влияет на социально-психологический климат рабочих групп.
  2. Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Имеет значение все: размеры организации, структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в жизни компании, совместимость (половозрастная, профессиональная, этническая) и т.д.
  3. Физический микроклимат, условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия повышают удовлетворенность от деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного климата в коллективе.
  4. Удовлетворенность работой. Большое значение имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его уровню, позволяет ли реализовать потенциал, профессионально расти. Привлекательность работой улучшает настроение и способствует доброжелательному отношению к окружающим..
  5. Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья, стрессы, эмоциональная насыщенность и т.д. – все это факторы, которые могут негативно сказаться на отношениях в рабочем коллективе.
  6. Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет климат в коллективе. Нечеткое распределение обязанностей, несоответствие сотрудника его роли, психологическая несовместимость повышают напряженность отношений и могут стать источником конфликтов.
  7. Психологическая совместимость. Людям, похожим друг на друга, легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. Однако, в основе психологической совместимости может лежать и различие по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является симпатия, привязанность людей друг к другу. Вынужденное же общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

Холерик флегматику не товарищ:

Идеальная рабочая группа должна быть однородна по трем уровням совместимости: психофизиологическому, психологическому и социально-психологическому.

Психофизиологическая совместимость основана на оптимальном сочетании особенностей системы органов чувств (зрения, слуха, осязания и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень особенно важен  при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между сотрудниками.

Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

Социально-психологическая совместимость основана на согласованности социальных ролей, установок, ценностных ориентации, интересов. Людям, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. А вот если часть сотрудников будет ориентирован на подчинение – персонал сработается. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру.

Сработанность – это результат совместимости сотрудников. Сработавшийся коллектив достигает наилучших результатов при минимальных затратах.

На внутренний климат в коллективе оказывает влияние степень осведомленности. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации.

Низкая информированность сотрудников ведет также к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию.

Умение руководителя ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания создают в коллективе благоприятные условия для работы.

Комментарии

Не пропусти Архив

Популярные материалы

Рекомендуемые материалы